14 июня `17

Перспективы Ямальской Сабетты и «Энергии Арктики» обсудили на заседании Госкомиссии под руководством Дмитрия Рогозина.

Губернатор арктического региона Дмитрий Кобылкин доложил о работе по формированию Ямало-Ненецкой опорной зоны на выездном заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которое состоялось на Ямале, на базе морского порта Сабетта и площадки завода «Ямал СПГ».

Совещание провел заместитель Председателя Правительства РФ, председатель комиссии Дмитрий Рогозин. В нем приняли участие председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон, генеральный директор «Ямал СПГ» Евгений Кот, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ - руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселев, главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев, заместитель министра транспорта РФ - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, заместитель министра промышленности и торговли РФ - Василий Осьмаков, заместитель секретаря Совбеза РФ - Михаил Попов. С докладом выступил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. Заседание началось с осмотра объектов строительства на площадке завода «Ямал СПГ» и морского порта Сабетта.

Открывая совещание, Дмитрий Рогозин назвал международный проект «Ямал СПГ» «не просто масштабным - грандиозным, фактически, уникальным в мировой практике». Решение о проведении Госкомиссии на Сабетте было принято 29 марта текущего года в Архангельске в рамках международного форума «Арктика - территория диалога», и Дмитрий Рогозин поблагодарил губернатора округа за приглашение: «Здесь, на Ямале, сейчас развивается и «Ямал СПГ», и портовая деятельность, будет реализован инфраструктурный проект Северного широтного хода. Важно все работы увязать: развитие производства, связи, ледокольного флота, порта, навигации, безопасности. Это большой комплексный вопрос, который должен решаться четко в соответствии с государственными задачами», - заявил он. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что в Арктике важен не только экономический эффект, но и социальная ответственность.

Вице-премьер особо отметил развитие Севморпути: рекордный объем  его загрузки за всю историю - 7 миллионов тонн - обеспечила реализация проекта «Ямал СПГ». «Северный морской путь уже стал привлекательным и конкурентным маршрутом. В перспективе его еще наполнят промышленные грузы уральских предприятий», - заявил Дмитрий Рогозин.

По его словам, именно в Сабетте виден «магнетизм» арктических проектов - и очевидно, что «именно здесь будет сформирована ключевая опорная зона всей Арктики».

Губернатор Ямала кратко представил стартовые для опорной зоны позиции Ямало-Ненецкого автономного округа. «По итогам прошлого года 72 процента инвестиций в российской Арктике было вложено в проекты на Ямале. Их общая сумма превысила один триллион рублей. Мы смотрим в будущее и планируем создать на Ямале центр производства СПГ, продукция которого будет занимать 15 процентов мирового рынка. Перспективные запасы полуострова Гыдан в арктическом регионе сопоставимы с запасами на всем полуострове Ямал», - отметил Дмитрий Кобылкин.  

Глава региона подробно описал экономический эффект от создания ямальского транспортного проекта «Энергия Арктики», сделав акцент на обеспечении национальной безопасности, которая напрямую связана как с развитой инфраструктурой, так и с надежной связью в самых отдаленных территориях. В формировании Ямало-Ненецкой опорной зоны учтены все аспекты. «Сегодня Ямало-Ненецкая опорная зона базируется на нескольких «якорных» позициях; транспортном проекте «Энергия Арктики» - это строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход», участка «Бованенково - Сабетта» и на проекте развития морского порта Сабетта», - подчеркнул в докладе губернатор округа.

Напомним, Северный широтный ход предполагает создание новой железной дороги длиной в семьсот километров. Транспортный коридор соединит Северную и Свердловскую железные дороги, даст возможность вывоза грузов с новых, пока труднодоступных, месторождений северных районов полуострова и продукции российских предприятий. В прошлом году заключено соглашение с компанией РЖД о реализации проекта. Округ взял на себя софинансирование сложнейших мостовых сооружений, включая мост через реку Обь. В марте текущего года еще одним партнером РЖД стал «Газпром». Дочернее общество компании планирует построить 112 километров дороги. Логическим продолжением магистрали «Северный широтный ход» является создание железнодорожного коридора «Бованенково-Сабетта» длиной 170 километров.

«Мы уже «разогрели» Северный морской путь. Заводы «Ямал СПГ» и будущий «Арктик СПГ» на Гыдане, а также транспортировка нефти из Нового порта позволят довести грузопоток по СМП до 70 миллионов тонн в год. И это - не предел», - пояснил губернатор автономного округа. Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что экологическая безопасность для Ямала является приоритетом, и ни один промышленный проект в регионе не реализуется без научного сопровождения. Он поблагодарил компанию «Новатэк» за высокую социальную ответственность: в 2017 году построенный при софинансировании компании Собский рыбоводный завод уже выпустил в Обь 6 миллионов мальков ценной породы сиговых.

Дмитрий Кобылкин обратился к председателю Госкомиссии Дмитрию Рогозину с просьбой поддержать инфраструктурные инициативы Ямала при обсуждении на заседании Правительства РФ и рассмотреть возможность включения в госпрограмму по развитию Арктики разработку Концепции развития многофункционального порта Сабетта.

«На Ямале сегодня пересекаются многие аспекты государственной политики в Арктике. В области промышленного роста, социального и экономического развития, экологической и информационной безопасности - всё здесь», - обратился к участникам совещания Дмитрий Кобылкин.

Также на встрече обсудили обеспечение стратегических проектов уверенной надежной связью, использования СПГ как перспективного для использования внутри страны в машиностроении и топлива для новых машин, формирования сил МЧС, обустройства безопасной навигационной системы, научного сопровождения и другие вопросы, связанные с развитием Арктики.